Уважаемые читатели!
Предлагаем вашему вниманию рубрику #ДеньВИстории,
где вы сможете узнать о самых интересных событиях,
произошедших в этот день в разные годы.
Здесь можно почерпнуть много полезных фактов,
которые пополнят ваши знания и эрудицию.

Великий князь из дома Романовых, четвертый сын Александра III, младший брат императора Николая II, генерал-адъютант, государственный деятель – Михаил Александрович дважды отказался от российского престола – первый раз, когда вступил в морганатический брак, а второй – после отречения от него своего брата Николая II.
Великий князь Михаил Александрович Романов родился (22 ноября) 4 декабря 1878 года в Санкт-Петербурге и был младшим сыном российского императора Александра III. Обладая веселым и живым характером, Михаил был любимцем отца, ему прощались многие шалости. Большую часть времени он проводил в Гатчине, а его воспитанием занималась няня-англичанка. Затем окончил Михайловское артиллерийское училище.
В 1899 году Михаил был провозглашен наследником российского престола (поскольку второй и третий сыновья Александра III – великие князья Александр и Георгий скончались, а у правящего императора Николая II сыновей еще не было) и носил этот титул до 1904 года, когда у Николая родился цесаревич Алексей.
С 1884 года Михаил числился на военной службе, с 1897-го служил в гвардейской конной артиллерии, в 1909-1911 годах командовал гусарским Черниговским полком, с 1911-го – Кавалергардским полком. Также в 1901-1917 годах он был членом Государственного совета и Комитета министров.
Оценка личности великого князя в отзывах его современников весьма неоднозначна. Многие отмечали его воспитанность и скромность, что, впрочем, не помешало ему стать блестящим офицером, к которому подчиненные относились с большим уважением. К тому же, кроме обычных государственных учреждений, которые находились под патронатом Михаила (по его положению), он по собственной инициативе также являлся шефом нескольких военных частей гвардии и флота, был почетным председателем и покровителем многих благотворительных и научных обществ и т.д.
В 1907 году у великого князя завязался роман с Натальей Вульферт (урожденной Шереметьевской, разведенной дочерью московского адвоката), а летом 1910 года она родила ему сына Георгия. После чего в 1912 году они тайно обвенчались в Вене – против воли императора Николая II. Вступив в этот морганатический брак, Михаил фактически отказался от российского престола, и, к тому же, его отношения с царственным братом весьма обострились.
Николай II уволил Михаила со всех должностей и постов, и ему было запрещено возвращаться в Россию. Поэтому великий князь был вынужден жить за границей как частное лицо – вместе с семьей он поселился в английском замке Небворт, недалеко от Лондона. Но, в конечном итоге, благодаря вмешательству матери, отношение Николая II к поступку брата смягчилось, он пошел на примирение, а позже даже даровал жене Михаила титул «графини Брасовой», такую же фамилию получил и ее сын.
После начала Первой мировой войны в 1914 году Михаил попросил у брата разрешение вернуться в Россию и вступить в действующую армию. После положительного ответа Великокняжеская чета вернулась в Петербург, а Михаил отправился на фронт, где в звании генерал-лейтенанта возглавил Кавказскую туземную конную («Дикую») дивизию, затем командовал кавалерийским корпусом. В армии великий князь пользовался уважением и любовью солдат и офицеров, за проявленное мужество и смелость был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени и георгиевским оружием.
В январе 1917 года Николай II отозвал брата с фронта и назначил его генерал-инспектором кавалерии. Февральская революция застала Михаила Александровича в Гатчине. Как свидетельствуют сохранившиеся документы, он никогда не участвовал в интригах против царственного брата и делал все возможное, чтобы избежать кровопролития и спасти монархию. Но (2) 15 марта 1917 года император Николай II отрекся от престола сам и за наследника – цесаревича Алексея, в пользу брата. Однако, Михаил Александрович, не чувствуя за собой никакой реальной силы и после длительных переговоров с представителями Государственной думы, также отказался от престола. Его манифест об отречении был составлен (3) 16 марта 1917 года, в котором Михаил отказывался от власти и просил всех граждан России подчиниться Временному правительству.
Его как и других членов Императорской фамилии уволили со службы с мундиром и пенсией, но, в отличии от царской семьи, которую арестовали, Михаил подвергся лишь «фактическому надзору революционной армии». Он вернулся из Петрограда в Гатчину, получив разрешение на «свободное проживание», и жил на положении частного лица, не принимая участия в политической жизни страны. Накануне отъезда Николая II и его семьи в Тобольск Михаил смог проститься с братом. Сам он пытался получить разрешение на эмиграцию, но безуспешно.
После прихода к власти в стране большевиков, Михаил оставался в Гатчине до марта 1918 года, а потом вместе со своим окружением (среди которых был и последний личный секретарь великого князя и его друг – Н.Джонсон) был арестован и выслан в Пермь. Там великому князю и Джонсону разрешили жить на свободе «под надзором Советской власти» и поселили в гостинице. Известно, что в это время Михаил переписывался с родственниками, и к нему приезжала жена.
Но ситуация в стране накалялась – разгоралась гражданская война, и властям повсюду мерещились контрреволюционные заговоры. В ночь на 13 июня 1918 года Михаил Александрович Романов и Джонсон были тайно похищены из гостиницы группой местных чекистов и милиционеров, а затем расстреляны в окрестностях Перми. Официально было объявлено, что их похитили неизвестные.
В 1981 году великий князь был канонизирован Зарубежной Русской Православной Церковью в числе других Новомучеников.

В 1911 году в Милане в семье музыкантов родился композитор Нино Рота.
Когда ребенку не было и года, семья переехала в Рим. Атмосфера города, его культурное наследие, несомненно, повлияли на мальчика, разбудив музыкальный талант. В 1929 году Нино Рота закончил Римскую консерваторию и продолжил образование в США.
Он учился композиции у Игоря Стравинского, а дирижерской премудрости обучался у Артуро Тосканини. Он написал три оперы, пять балетов и четыре симфонии. Но всемирную известность обрел в кинематографе, сочинив музыку к 150 фильмам. Композитор написал саундтреки к легендарным картинам Фредерико Феллини, Лукино Висконти, Франко Дзеффирелли, Рене Клемента. В 1974 году Нино Рота стал первым европейцем, получившим «Оскара» за музыку к кинофильму «Крестный Отец» Фрэнсиса Копполы.
Он никогда не читал сценариев, а музыку сочинял по рассказам режиссеров. Бывало, по рассеянности, не слушал и их, но интуитивно всегда попадал в точку.
На похоронах Федерико Феллини кардинал разрешил, чтобы веками сложившийся обряд мессы время от времени прерывала музыка Нино Роты. Умолкали высокие нежные голоса певчих, и вступала труба, и под сводами церкви звучал прощальный марш клоунов из бессмертного шедевра великого режиссера.

Мария Каллас родилась в семье греческих эмигрантов 2 декабря 1923 года в Нью-Йорке. Родители уделяли много внимания музыкальному развитию дочери.
В три года происходит ее первое знакомство с миром классической музыки, в пять лет она начинает занятия фортепиано, а восемь лет вокалом. Для продолжения музыкального образования Мария возвращается в Афины, где занимается в афинской консерватории под руководством певицы из Испании Эльвиры де Идальго. Там же в Афинах состоялось первое выступление Марии в афинской опере.
После окончания Второй мировой войны Мария возвращается в Нью-Йорк и уже через два года выступает на сцене амфитеатра «Арена ди Верона» в опере «Джоконда». За этим выступлением следует стремительный взлет популярности певицы.
Каллас поет первые партии в «Аиде» Верди и «Норме» Беллини, «Турандот» Джакомо Пуччини. В начале 1949 года она делает невозможное – поет в течение одной недели несовместимые в вокальном отношении партии. «Четыре голоса в одном горле», – говорят про нее.
В том же году она гастролирует по Южной Америке. В 1950 году выступает в «Ла Скала». Через три года певица достигает пика своей популярности. Она худеет на 30 кг. Преображается ее сценический облик. Фантастическое сочетание волшебного голоса и идеальной внешности покоряет весь мир.
Каллас поет в операх: «Лючия ди Ламмермур» Доницетти, «Норма» Беллини, «Медея» Керубини, «Трубадур» и «Макбет» Верди, «Тоска» Пуччини.
Звезда Каллас заходит в 1959 году, она теряет голос и уходит со сцены, попытка вернуться в 1964 году оказалась неудачной. В довершение ко всему - неурядицы в личной жизни, и в частности - несчастная любовь к Аристотелю Онассису. В 1969 году Мария снимается в кино в роли Медеи в фильме Пьера Паоло Пазолини. Последние годы жизни она прожила в Париже очень замкнуто.
Умерла Мария Каллас 16 сентября 1977 года в Париже. Она была кремирована и похоронена на кладбище Пер-Лашез, а позже ее прах был развеян над Эгейским морем.

Анна Мария Тюссо родилась 1 декабря 1761 года в Страсбурге, в немецкой семье, но предпочитала жить в Берне, Париже и в Англии и считала себя швейцаркой.
Ее отец умер до рождения девочки, и детство она провела в доме своего дяди по матери М.Курциуса, который ее удочерил. Врач по профессии, Курциус был известен как создатель миниатюрных портретов из воска и эмали. Вместе со своей сестрой и племянницей он перебрался в Париж, где открыл паноптикум и мастерскую.
Анна Мария рано обнаружила блестящие способности к созданию жизнеподобных восковых скульптурных портретов. В 18 лет она стала обучать этому искусству принцессу Елизавету, сестру Людовика XVI. После смерти дяди она унаследовала его дело и вскоре в 1795 году вышла замуж за Франсуа Тюссо.
После заключения Амьенского мира в 1802 году она отправилась в Англию, чтобы показать там свои работы, и больше не возвращалась во Францию. В течение 30 лет Тюссо ездила по Британским островам, демонстрируя свою коллекцию, которую постоянно расширяла и улучшала. В возрасте 74 лет она поселилась в Лондоне, где основала музей, носящий ныне ее имя.
Мадам Тюссо изготавливала полнофигурные изображения людей, отличавшиеся удивительным сходством с оригиналами. Она использовала имитирующее цвет кожи тонирование, накладные волосы, вставные стеклянные глаза, костюмы. Среди наиболее известных работ – фигуры Бенджамина Франклина, Вольтера, автопортрет в возрасте 81 года и другие.
Мадам Тюссо скончалась 16 апреля 1850 года в Лондоне.
Ее музей жив и доныне, хотя в 1925 году пожар уничтожил многие фигуры. К счастью, формы не пострадали, и фигуры были реконструированы.